|
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
Концепция развития ТГОУ НПО ПЛ-1 базируется на анализе
современного состояния лицея и прогнозе изменения социально-экономических
условий его функционирования и развития.
Она определяет основные направления деятельности ТГОУ НПО
ПЛ-1 по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих
кадров в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Концепция
развития основана на анализе потребностей региона в подготовке квалифицированных
рабочих для конкретных предприятий строительного профиля, сферы общественного
питания и услуг, а также на анализе состояния учебно-воспитательного процесса в
лицее.
Изменение социально-экономических условий, развитие рынка труда и
образовательных услуг, переход лицея на региональное финансирование требует
существенной модернизации лицея, адекватной происходящим переменам. Концепция
ТГОУ НПО ПЛ-1 предусматривает необходимость модернизации содержания
начального профессионального образования, повышения его качества за счет
наиболее эффективного использования материально-технических, кадровых,
финансовых и управленческих ресурсов профессионального лицея.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ ТГОУ НПО ПЛ-1
Работа в новых экономических условиях, переход на подготовку
квалифицированных рабочих, основанных на потребностях региона, требуют
качественных изменений в функционировании лицея.
Конкурентоспособность выпускников училища на рынке труда обеспечивается
их профессиональной мобильностью. Профессиональная мобильность создает
социальную защищенность квалифицированных рабочих и специалистов в условиях
рыночных отношений.
Развитие лицея рассматривается во взаимосвязи с общей стратегией
экономического и социального развития страны, а также с общей стратегией
формирования нового педагогического мышления. Основным принципом развития лицея
становится принцип включенности профессионального обучения в систему
непрерывного образования, который позволит в современных условиях готовить
специалистов высокого уровня квалификации, легко адаптирующихся на рынке труда,
мобильных, способных к самореализации своих возможностей.
Важным становится принцип опережающей подготовки обучающихся к работе на
современных предприятиях, когда профессиональный уровень рабочих опережает
уровень техники, внедряемой в производство. Именно поэтому училище планирует
стажировку мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин на
базе экспериментальных площадок и ресурсных центров, а также на передовых
предприятиях строительного профиля, в сфере питания и бытового обслуживания. На
уроках теоретического и производственного обучения изучается передовая техника,
передовой производственный опыт, которые еще не использованы на предприятиях
региона, но внедряются на ведущих предприятиях страны. Инженерно-педагогический
коллектив понимает важность внедрения и использование современных достижений
науки в учебном процессе, создания программ, реализующих информационные
технологии и другие эффективные способы обучения.
Важным в развитии лицея является процесс демократизации образования,
который обеспечивает повышение роли личности учащегося и педагога в
учебно-воспитательном процессе, расширение их прав и ответственности, реализации
принципов педагогики сотрудничества. При разработке концепции развития ПЛ-1
сосредоточено внимание на следующих проблемах и направлениях (схема № 1):
- развитие производственной деятельности профессионального лицея;
-
расширение платных образовательных услуг;
- взаимодействие с базовыми
предприятиями; развитие института социального партнерства с работодателями,
средними и высшими учебными заведениями, центром занятости населения
-
взаимодействие со школами города и Тамбовского района с целью продолжения работы
по организации профессиональной подготовки на базе ПЛ№1;
- внедрение
инновационной деятельности и повышение квалификации инженерно-педагогических
работников;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса на основе
внедрения современных педагогических технологий и, в первую очередь,
информационных и коммуникационных технологий;
- создание социокультурного
центра с целью развития дополнительного образования, физической подготовки,
охраны и укрепления здоровья обучающихся, их участия в художественном и
техническом творчестве;
Все это является основой для выполнения концепции развития ПЛ-1. Лицей
несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции,
выполнение планов и программ, качество профессиональной подготовка, охрану жизни
и здоровья, прав и свобод обучающихся и работников. Права и обязанности
работников и обучающихся закреплены в Уставе.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИЛИЩА.
В современных экономических условиях очень важно максимально использовать
все ресурсы учебного заведения, необходимо, чтобы каждое помещение, оборудование
было включено в производственный процесс, тем самым обеспечивая - повышение
уровня подготовки обучающихся на собственной материальной базе в процессе
прохождения производственного обучения и производственной практики;
-
оснащение кабинетов, мастерских, лабораторий передовым, высокотехнологичным
оборудованием, модернизация имеющегося оборудования на средства, полученные от
производственной деятельности .
- предоставление населению, сотрудникам
высококачественной продукции и услуг
(схема № 2).
Для реализации вышеуказанных задач планируется создание на базе училища
учебно-производственных структур:
- учебно-производственного цеха по
производству хлебобулочных и кондитерских изделий;
- учебно-производственный
цех по производству мебели;
- учебно-производственный сварочный цех;
-
автодиагностический центр по диагностике и ремонту автомобилей;
- учебный
салон-парикмахерская.
создание службы доставки горячих обедов в школы и
организации п. Строитель.
РАЗВИТИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.
В связи с переходом на местный бюджет средств, которые будут выделяться по
установленным нормативам, может быть недостаточно. Поэтому для дальнейшего
развития следует определить дополнительные возможности получения финансовых
средств. К тому же современный рынок труда ставит жесткие требования:
работодателей не устраивает установочный разряд по окончании обучения,
становятся востребованы другие профессии, для увеличения трудоустройства
необходимо овладение смежными профессиями. Мы видим решение данных проблем в
развитии платных образовательных услуг (схема № 3):
- расширение профессиональной подготовки, открытие новых, востребованных
профессий. (стропальщик, парикмахер, водитель категории В, С);
-
переподготовка рабочих, имеющих родственные и не родственные профессии;
-
овладение смежными профессиями;
- повышение квалификации
рабочих.
Предполагаем, что продуктивно сотрудничество в этом направлении со
службой занятости, предприятиями, населением, обучающимися УНПО.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БАЗОВЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ.
В целях улучшения качества профессионального обучения в соответствии с
требованиями работодателей, современного производства и сферы услуг
предусмотрено развитие сотрудничества с базовыми предприятиями (схема № 4). Свою
совместную деятельность с предприятиями мы видим в следующих направлениях:
- заключение договоров на подготовку рабочих (молодых специалистов);
-
заключение договоров на прохождение производственной практики;
- заключение
договоров на трудоустройство выпускников;
- возможность профессиональной
подготовки, переподготовки, повышения квалификации на базе ПЛ
- организация
стажировки мастеров п\о и преподавателей на предприятиях;
- выделение
спонсорской помощи для совершенствования материально-технической базы
лицея;
- учреждение именных стипендий для обучающихся УНПО;
- совместное
консультирование с работодателями по вопросам содержания профессионального
образования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ШКОЛАМИ.
В последнее время появилась возможность организации на базе ТОУНПО ПЛ№1
профессиональной подготовки учащихся школ. Данное направление позволяет
развивать совместную деятельность по направлениям:
- организация
профессиональной подготовки учащихся ЦСОШ №1 и 2;
- проведение занятий по
программам элективных курсов;
- активизация профориентационной работы среди
школьников;
- эффективное использование материальной базы учебного
заведения;
дополнительная возможность заработка для преподавателей и мастеров
п\о.
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ИПР.
Реализация задач по повышению качества подготовки квалифицированных
рабочих, востребованных на рынке труда, способных адаптироваться к изменяющимся
условиям общества и производства, ставит на передний план задачу
совершенствования работы училища по вопросам обновления профессионального
образования, его учебно-методического, программного и научного
обеспечения.
Эффективность такого обеспечения будет осуществляться по
следующим направлениям: - изучение педагогических концепций развития
педагогической мысли, выявление инновационных идей в современной педагогике
начального профессионального образования, использование передового опыта в
области воспитания и профессионального образования;
- изучение и научное
прогнозирование потребностей регионального рынка труда,
- эффективная работа
по созданию современного комплексного методического обеспечения предметов и
профессий (приобретение современных ТСО, разработка дидактических материалов,
средств оценки качества усвоения материала, наглядных пособий, форм
контроля);
- совершенствование содержания профессионального образования (
внедрение стандартов нового поколения, внесение корректив в рабочие программы по
предметам профессионального цикла и в программы производственного обучения,
создание интегрированных курсов )
- проведение инновационных и проблемных
курсов по вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс новых
педагогических и информационных технологий.
- продолжение работы по
разработке и реализации регионального компонента содержания профессионального
образования;
- совершенствование работы методической службы («Школа молодого
педагога», педагогические мастерские, совершенствование работы методических
комиссий, изучение и трансляция передового педагогического опыта
инженерно-педагогических работников, оказание методической помощи по повышению
педагогического и профессионального мастерства, проведение экспериментальной
работы, совершенствование исследовательских умений преподавателя, мастера
производственного обучения);
- создание учебно-программного обеспечения для
организации обучения по программам профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения.
СОЗДАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА.
Особое место и значение в структуре учебно-воспитательного процесса
отводится развитию спортивно-массовой и оздоровительной работы в училище, а
также организации культурного досуга. Цель этой работы - повысить
работоспособность воспитанников и педагогических работников, снять утомляемость,
организовать проведение свободного времени, создать объективные условия
всестороннего и гармоничного развития личности. Реализация этой цели возможна
при условии создания социокультурного центра на базе ПУ №1 (схема № 5).
Работа данного центра будет осуществляться по нижеуказанным направлениям: -
развитие спортивно-массовой и оздоровительной работы (спортивные секции,
соревнования);
- развитие дополнительных образовательных услуг
(профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации
рабочих);
- организационно методическая работа (проведение собраний,
семинаров, совещаний, коллегий, заседаний)
- развитие культурно-массового
направления (вечера отдыха, юбилеи, торжественные мероприятия, встречи).
Для
реализации данных направлений училище располагает необходимой материальной базой
и планируется работа по совершенствованию и созданию недостающего. |